Проект "Право на наследие"

К 120 летию вокзала с драконами в Светлогорске.

После открытия 14 июля 1900 году железнодорожного движения по Земландской ветке, построенной к побережью, начался новый этап развития курорта.
До строительства железной дороги время в пути до курорта Раушен совр. Светлогорск) от Кенигсберга (совр.Калининград) в конном экипаже занимало 7 часов, а на поезде меньше часа! Наплыв отдыхающих значительно увеличился. По сведениям Общества благоустройства Раушена, в 1903 году курорт посетили 3 000 курортных отдыхающих и 46 000 туристов.
Первый вокзал курорта, названный Раушен-Орт, был построен южнее Мельничного пруда (озеро Тихое), вблизи старого центра деревни.
image

Схема на русском языке,изданная в 1944 году на основе карт железных дорог Германии 1935 года. На схеме указано,что дорога от столицы к Раушену через Нойкурен(совр. Пионерск)- узкая колея.
image

image
Чтобы отдыхающие не скучали в поездке до Раушена , путеводитель 1904 года весьма живописно знакомит с проплывающими за окнами видами:
" все поезда земландской железной дороги имеют уютные обзорные вагоны - право сидячие. Дорога проходит через угодья Замлада , среди высоких культур. От станции Голдшмиде можно увидеть на заднем плане справа живописно расположенный в середине поросшего холма замок Фухсберг, Спустя 10 минут после остановки Галлхёфен слева в обозримой дали в церковную башню Варген, рядом недавно построенный дворец Прейль графства Лендорф. Проезжаем остановки Медникен, Вилгайтен, Доммелькайм с чарующими уголками, лугами и сооружённым прудом Вассерверке (Кёнигсбергской водопроводной станции), в глубине- поросшие горы Альк с наивысшей возвышенностью Гальтгарбен, на чьей вершине нашла своё пристанище башня Бисмарка в качестве символа Остмарк. Следующая станция Другенен - садовый etablissement и летний пансион Кауфман. Дальше проезжаем станцию на развязке Мариенхоф, позади вокзала справа на Бергесхёх перед лесом живописно расположен лечебный пансион Делльгиенен.
Следующие станции Ватцум, Побетен ,Кольхов ,Ликсейден Нойкурен-морской курорт- сразу за ним Лахсбашслухт( ущелье Лососевые ручей), и спустя 10 минут Раушен. Перед прибытием высокий участок дороги предоставит восхитительный обзор на идиллическое расположение Раушена.
Непосредственно у вокзала излучает ароматный запах хвои густо-зеленый еловый заповедник.»
image
Здание вокзала типичное для архитектуры начала 20 века. По такому же проекту было построено станционное здание в соседнем Нойкурене (совр.Пионерский курорт).Первый этаж был выложен из кирпича и оштукатурен. Второй и мансардный этажи выполнены из дерева .Над мансардой венчали двускатную кровлю,выполненные в технике прорезной доски - драконы. С двух сторон от центральной части здания расположены два зала ожидания с открытыми резными верандами.
В зале ожидания слева от главного входа располагался буфет и кафе,имевших большую популярность у жителей и отдыхающих. Рядом с вокзалом располагался киоск со сладостями для детей. Киоск сохранился до наших дней и ,по традиции,летом там продают сладости,пирожки и сладкую воду. Вход в буфет так же украшали резные драконы.
image
Драконов ,украшавших вокзал Раушен-Орт, на снимке 30 х частично скрывает обильная зелень и разросшаяся липовая аллея ,но рассмотреть их можно в деталях на фасаде вокзала -близнеца в Нойкурене.
image
Мотив перекрещивающихся драконьих голов, выполненных в технике прорезной резьбы , часто встречается в убранстве зданий Самбии конца 19-начала 20 века . Норвежский стиль драконов в Германии появился после путешествия германского кайзера Вильгельма в Норвегию в 1891 году , где он был очарован местной архитектурой .
( фото сохранило для нас первоначальный облик,но само здание в Пионерске свой исторический архитектурный стиль курортного вокзала утратило полностью.)
image

После авианалета на Кенигсберг в августе 1944 года поток беженцев,оставшихся без жилья заполнил курортный Раушен. В январе 1945 в результате боевых действий передвижение по железной дороге было закрыто.8 января 1945 года гражданскому населению,наконец,было разрешено покинуть Раушен ,добравшись до морской гавани в Нойкурене,откуда предполагалась эвакуация по морю.
Последний поезд военное время с женщинами,детьми убыл с вокзала Раушен 9го февраля в 10 часов 15 минут .
image

Послевоенная история Раушенской,а позднее Светлогорской железнодорожной ветки началась после двухгодичного перерыва. Так как во время военных действий были разрушенные большие части путепроводов, стрелок, путей и вывезен весь подвижной состав. Восстановлению шло крайне медленно. Это было вызвано еще и тем, что немецкие железнодорожные линии имели «европейскую» более узкую колею. То есть это был не просто ремонт, а новое строительство.В № 65 от 5 июня 1947 года газета « Калининградская правда» сообщила о том, что по новой железнодорожной линии отправился в рейс поезд Калининград- Раушен.

image
В 50- 60 е годы т Калининграда до Светлогорска было добраться огромной проблемой. Через Зеленоградск и Пионерск был единственный паровоз. Дорога занимала 2,5 часа.

image
Тем не менее, в здании вокзала вновь открыл свои двери буфет.
Здание не пострадало в годы войны , полностью сохранилась мебель ,выполненная мастерами в довоенное время.
На фото: Мария Ивановна Андреева(60е),из архива БФУ «Народный альбом»
image
Летом ,чтобы добраться к морю,надо было очень постараться,чтобы найти свободное место в вагоне. Или даже на крыше .
image
В один из жарких летних дней 1952 года уехать к морю удалось совсем немногим. В газетах появились статьи и жалобы о том,что трудящиеся не имеют возможности сесть в поезд в выходной день. Уже через месяц пришел приказ из министерства транспорта об увеличении дополнительных вагонов на пригородные поезда в "праздничные и базарные дни».
image
С сентября 1964 года по июнь 1965 было осуществлено строительство более «спрямленной» железнодорожной ветки Калининград -Пионерский Курорт (далее до Светлогорска продолжала действовать метровая послевоенная колея). Появились новые остановочные пункты : Переславское,Дружное,Колосовка, а новая дорога позволила сократить путь от Калининграда до Светлогорска-1 на 40 минут!
image
В начале 70 х дорога была элекрифицирована.
Количество электричек было увеличено до 24х,а в летние месяцы до 33х! В утренние часы в Светлогорск отправлялось 6 электричек,т.е уехать можно было каждые 10-15 минут! Кроме того,через вокзал Светлогорск -1 еще ходили дизельные поезда на Донские,Янтарный. И задержавшиеся на море курортники или засидевшиеся в ресторане - все спешили на старый вокзал в полночь.
image
Здание многих повстречало и проводило за 120 лет службы!
Некоторые элементы были во время ремонтов утрачены,например , драконы . Однако,здание, в целом,сохранило свой исторический облик.
Приказом Службы охраны памятников от 23.11.2016 №350 объявлен Объектом культурного наследия муниципального значения.

Команда проекта «Право на наследие» готовит материал для QR кодов,которые будут размещены на 86 зданиях и содержать истории с ними связанные. Большее количество объектов находится в Светлогорске и ,если в Вашем семейном архиве сохранились интересные фото или истории послевоенного периода,то напишите нам!











Made on
Tilda