г.Светлогорск, проспект Калининградский, 30
Аудиоверсия (укороченный вариант)
После открытия 14 июля 1900 году железнодорожного движения по Земландской ветке, построенной к побережью, начался новый этап развития курорта.
До строительства железной дороги время в пути до курорта Раушен совр. Светлогорск) от Кенигсберга (совр.Калининград) в конном экипаже занимало 7 часов, а на поезде меньше часа! Наплыв отдыхающих значительно увеличился. По сведениям Общества благоустройства Раушена, в 1903 году курорт посетили 3 000 курортных отдыхающих и 46 000 туристов.
Первый вокзал курорта, названный Раушен-Орт, был построен южнее Мельничного пруда (озеро Тихое), вблизи старого центра деревни.

Схема на русском языке,изданная в 1944 году на основе карт железных дорог Германии 1935 года. На схеме указано,что дорога от столицы к Раушену через Нойкурен(совр. Пионерск)- узкая колея.


" все поезда земландской железной дороги имеют уютные обзорные вагоны - право сидячие. Дорога проходит через угодья Замлада , среди высоких культур. От станции Голдшмиде можно увидеть на заднем плане справа живописно расположенный в середине поросшего холма замок Фухсберг, Спустя 10 минут после остановки Галлхёфен слева в обозримой дали в церковную башню Варген, рядом недавно построенный дворец Прейль графства Лендорф. Проезжаем остановки Медникен, Вилгайтен, Доммелькайм с чарующими уголками, лугами и сооружённым прудом Вассерверке (Кёнигсбергской водопроводной станции), в глубине- поросшие горы Альк с наивысшей возвышенностью Гальтгарбен, на чьей вершине нашла своё пристанище башня Бисмарка в качестве символа Остмарк. Следующая станция Другенен - садовый etablissement и летний пансион Кауфман. Дальше проезжаем станцию на развязке Мариенхоф, позади вокзала справа на Бергесхёх перед лесом живописно расположен лечебный пансион Делльгиенен.
Следующие станции Ватцум, Побетен ,Кольхов ,Ликсейден Нойкурен-морской курорт- сразу за ним Лахсбашслухт( ущелье Лососевые ручей), и спустя 10 минут Раушен. Перед прибытием высокий участок дороги предоставит восхитительный обзор на идиллическое расположение Раушена.
Непосредственно у вокзала излучает ароматный запах хвои густо-зеленый еловый заповедник.»

В зале ожидания слева от главного входа располагался буфет и кафе,имевших большую популярность у жителей и отдыхающих. Рядом с вокзалом располагался киоск со сладостями для детей. Киоск сохранился до наших дней и ,по традиции,летом там продают сладости,пирожки и сладкую воду. Вход в буфет так же украшали резные драконы.


( фото сохранило для нас первоначальный облик,но само здание в Пионерске свой исторический архитектурный стиль курортного вокзала утратило полностью.)

После авианалета на Кенигсберг в августе 1944 года поток беженцев,оставшихся без жилья заполнил курортный Раушен. В январе 1945 в результате боевых действий передвижение по железной дороге было закрыто.8 января 1945 года гражданскому населению,наконец,было разрешено покинуть Раушен ,добравшись до морской гавани в Нойкурене,откуда предполагалась эвакуация по морю.
Последний поезд военное время с женщинами,детьми убыл с вокзала Раушен 9го февраля в 10 часов 15 минут .

Послевоенная история Раушенской,а позднее Светлогорской железнодорожной ветки началась после двухгодичного перерыва. Так как во время военных действий были разрушенные большие части путепроводов, стрелок, путей и вывезен весь подвижной состав. Восстановлению шло крайне медленно. Это было вызвано еще и тем, что немецкие железнодорожные линии имели «европейскую» более узкую колею. То есть это был не просто ремонт, а новое строительство.В № 65 от 5 июня 1947 года газета « Калининградская правда» сообщила о том, что по новой железнодорожной линии отправился в рейс поезд Калининград- Раушен.


Здание не пострадало в годы войны , полностью сохранилась мебель ,выполненная мастерами в довоенное время.
На фото: Мария Ивановна Андреева(60е),из архива БФУ «Народный альбом»




Количество электричек было увеличено до 24х,а в летние месяцы до 33х! В утренние часы в Светлогорск отправлялось 6 электричек,т.е уехать можно было каждые 10-15 минут! Кроме того,через вокзал Светлогорск -1 еще ходили дизельные поезда на Донские,Янтарный. И задержавшиеся на море курортники или засидевшиеся в ресторане - все спешили на старый вокзал в полночь.

Некоторые элементы были во время ремонтов утрачены,например , драконы . Однако,здание, в целом,сохранило свой исторический облик.
Приказом Службы охраны памятников от 23.11.2016 №350 объявлен Объектом культурного наследия муниципального значения.
Команда проекта «Право на наследие» готовит материал для QR кодов,которые будут размещены на 86 зданиях и содержать истории с ними связанные. Большее количество объектов находится в Светлогорске и ,если в Вашем семейном архиве сохранились интересные фото или истории послевоенного периода,то напишите нам!