г.Светлогорск, проспект Калининградский, 30
Аудиоверсия (укороченный вариант)
После открытия 14 июля 1900 году железнодорожного движения по Земландской ветке, построенной к побережью, начался новый этап развития курорта.
До строительства железной дороги время в пути до курорта Раушен совр. Светлогорск) от Кенигсберга (совр.Калининград) в конном экипаже занимало 7 часов, а на поезде меньше часа! Наплыв отдыхающих значительно увеличился. По сведениям Общества благоустройства Раушена, в 1903 году курорт посетили 3 000 курортных отдыхающих и 46 000 туристов.
Первый вокзал курорта, названный Раушен-Орт, был построен южнее Мельничного пруда (озеро Тихое), вблизи старого центра деревни.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3161-6436-4739-b530-333933326464/80370179_12137431934.jpg)
Схема на русском языке,изданная в 1944 году на основе карт железных дорог Германии 1935 года. На схеме указано,что дорога от столицы к Раушену через Нойкурен(совр. Пионерск)- узкая колея.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3166-3833-4833-b863-653266333961/80745067_12137437267.jpg)
![image](https://static.tildacdn.com/tild3537-6363-4164-a334-393939306565/80529709_12137440601.jpg)
" все поезда земландской железной дороги имеют уютные обзорные вагоны - право сидячие. Дорога проходит через угодья Замлада , среди высоких культур. От станции Голдшмиде можно увидеть на заднем плане справа живописно расположенный в середине поросшего холма замок Фухсберг, Спустя 10 минут после остановки Галлхёфен слева в обозримой дали в церковную башню Варген, рядом недавно построенный дворец Прейль графства Лендорф. Проезжаем остановки Медникен, Вилгайтен, Доммелькайм с чарующими уголками, лугами и сооружённым прудом Вассерверке (Кёнигсбергской водопроводной станции), в глубине- поросшие горы Альк с наивысшей возвышенностью Гальтгарбен, на чьей вершине нашла своё пристанище башня Бисмарка в качестве символа Остмарк. Следующая станция Другенен - садовый etablissement и летний пансион Кауфман. Дальше проезжаем станцию на развязке Мариенхоф, позади вокзала справа на Бергесхёх перед лесом живописно расположен лечебный пансион Делльгиенен.
Следующие станции Ватцум, Побетен ,Кольхов ,Ликсейден Нойкурен-морской курорт- сразу за ним Лахсбашслухт( ущелье Лососевые ручей), и спустя 10 минут Раушен. Перед прибытием высокий участок дороги предоставит восхитительный обзор на идиллическое расположение Раушена.
Непосредственно у вокзала излучает ароматный запах хвои густо-зеленый еловый заповедник.»
![image](https://static.tildacdn.com/tild6333-3831-4332-b032-383663306133/80022914_12137444267.jpg)
В зале ожидания слева от главного входа располагался буфет и кафе,имевших большую популярность у жителей и отдыхающих. Рядом с вокзалом располагался киоск со сладостями для детей. Киоск сохранился до наших дней и ,по традиции,летом там продают сладости,пирожки и сладкую воду. Вход в буфет так же украшали резные драконы.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6632-3865-4563-a464-333866663165/80439355_12137448601.jpg)
![image](https://static.tildacdn.com/tild6235-6563-4031-b631-623065353261/80084113_12137452601.jpg)
( фото сохранило для нас первоначальный облик,но само здание в Пионерске свой исторический архитектурный стиль курортного вокзала утратило полностью.)
![image](https://static.tildacdn.com/tild3564-3661-4061-b964-623664636533/80622775_12137456601.jpg)
После авианалета на Кенигсберг в августе 1944 года поток беженцев,оставшихся без жилья заполнил курортный Раушен. В январе 1945 в результате боевых действий передвижение по железной дороге было закрыто.8 января 1945 года гражданскому населению,наконец,было разрешено покинуть Раушен ,добравшись до морской гавани в Нойкурене,откуда предполагалась эвакуация по морю.
Последний поезд военное время с женщинами,детьми убыл с вокзала Раушен 9го февраля в 10 часов 15 минут .
![image](https://static.tildacdn.com/tild3737-3531-4465-b163-616266393366/80853175_12137462267.jpg)
Послевоенная история Раушенской,а позднее Светлогорской железнодорожной ветки началась после двухгодичного перерыва. Так как во время военных действий были разрушенные большие части путепроводов, стрелок, путей и вывезен весь подвижной состав. Восстановлению шло крайне медленно. Это было вызвано еще и тем, что немецкие железнодорожные линии имели «европейскую» более узкую колею. То есть это был не просто ремонт, а новое строительство.В № 65 от 5 июня 1947 года газета « Калининградская правда» сообщила о том, что по новой железнодорожной линии отправился в рейс поезд Калининград- Раушен.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6532-3631-4931-a130-633539643539/79941152_12137467601.jpg)
![image](https://static.tildacdn.com/tild6533-3165-4163-b963-316130663662/81176255_12137470934.jpg)
Здание не пострадало в годы войны , полностью сохранилась мебель ,выполненная мастерами в довоенное время.
На фото: Мария Ивановна Андреева(60е),из архива БФУ «Народный альбом»
![image](https://static.tildacdn.com/tild6139-3338-4836-b931-663734356664/80776656_12137474267.jpg)
![image](https://static.tildacdn.com/tild3166-3939-4232-b336-663931326231/79920001_12137479934.jpg)
![image](https://static.tildacdn.com/tild6139-6464-4332-b838-363735666135/80360276_12137483267.jpg)
![image](https://static.tildacdn.com/tild3939-3931-4263-b133-396436316665/81060803_12137487267.jpg)
Количество электричек было увеличено до 24х,а в летние месяцы до 33х! В утренние часы в Светлогорск отправлялось 6 электричек,т.е уехать можно было каждые 10-15 минут! Кроме того,через вокзал Светлогорск -1 еще ходили дизельные поезда на Донские,Янтарный. И задержавшиеся на море курортники или засидевшиеся в ресторане - все спешили на старый вокзал в полночь.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3036-3839-4561-b262-653138393763/80450386_12137500934.jpg)
Некоторые элементы были во время ремонтов утрачены,например , драконы . Однако,здание, в целом,сохранило свой исторический облик.
Приказом Службы охраны памятников от 23.11.2016 №350 объявлен Объектом культурного наследия муниципального значения.
Команда проекта «Право на наследие» готовит материал для QR кодов,которые будут размещены на 86 зданиях и содержать истории с ними связанные. Большее количество объектов находится в Светлогорске и ,если в Вашем семейном архиве сохранились интересные фото или истории послевоенного периода,то напишите нам!