г.Светлогорск, Ленина, 42, корпус № 3

Вилла Haibehaus в Раушене на Карлштрассе (совр. ул. Горького в Светлогорске).
Имя известной художницы-графика и талантливого общественного деятеля Хелены Нойман известно далеко за пределами Калининградской области.
Прожив долгие годы в Раушене, она оставила значимое наследие в исторической летописи современного Светлогорска.
Хелена родилась в 1874 году и ей повезло расти в творческой и научной среде. Дед художницы, Франц Нойманн, был известным физиком. Отец, Эрнст Нойманн — гематологом и патологом, мать, Анна Кёниг - была дочерью учителя гимназии по математике и астрономии Иоганна Фридриха Кёнига, тетя, Луиза Нойманн — популярной портретисткой, а дядя, Эрнст Август Хаген — первым профессором кафедры истории искусств Альбертины.

В 1902 году Хелена Нойманн поступила в первый, в истории Кенигсбергской художественной академии женский класс, созданный благодаря усилиям Генриха Вольффа — одного из выдающихся графиков.
«Генрих Вольфф был хорошим советником. Он открыл мне глаза на чудесный свет, разливающийся у побережья, особенно на Куршской косе…» - вспоминала художница.
Мотивы своих офортов, литографий и акварелей она заимствовала, главным образом, из Замланда с его утёсами, косой, Кёнигсбергом.
С тонким пониманием, художница погрузилась в природу своей восточно-прусской родины и рисовала легкими мазками и мягкими тонами, пробуждая у зрителя до сегодняшнего дня живые представления и воспоминания.
Агнес Мигель отзывалась о Хелене Нойманн как о художнике-графике, которая "самым интимным образом запечатлела на своих картинах нежное волшебство природы побережья".
С 1903 года, после смерти матери, она жила в новом доме в Раушене на Карлштрассе в Хайдехаус.
С этого года она начала ухаживать за своим отцом, который открыл в садовом домике учебный павильон.
Тогда же Хелена активно начинает заниматься острыми. социальными вопросами
После смерти отца в 1918 году и в связи с экономическим трудностями Хелена была вынуждена сдавать дом в аренду и переезжала на зимние месяцы в дом Союза домашних хозяек Кёнигсберга, а в летние месяцы жила в бывшем учебном павильоне отца на их собственном земельном участке в Раушене.
Отсюда, занимаясь живописью, она наладила контакты с колонией художников в Ниде.
Кроме своих занятий искусством и социальной деятельностью она поддерживала тесную дружбу с родственными семьями Нойманн, Хаген и Бессель, многочисленные члены которых оставались в Кёнигсберге из-за связи с университетом, но всегда были желанными гостями в Раушене.
Независимо от того, были ли это гости или, позднее, жильцы, в связи с экономическим развитием последних 14 лет, - не было большего счастья для владелицы, когда дом в Раушене до краев, нет, до самого садового домика был полон счастливых, сияющих людей.

(фото- вилла Хайбехаус и летний домик, в котором отец устроил учебный павильон)
"Вид с балкона на Мельничный пруд" - именно такой вид открывался Хелене с балкона дома в 1903 году.

Работы Хелены Нойманн еще при жизни выставлялись на выставках Кёнигсбергского союза художников, в художественной академии, художественной галерее Тайхерта в Кёнигсберге, а также в 1912 году в Берлине.
(фото: "Работы у стен Замка")

Большое количество её оригинальных литографий выпускались в серии почтовых открыток.
(фото: "Вид на Прегель")

Большая часть ее произведений была посвящена видам Земландского полуострова с его крутым побережьем и глубоким морским колоритом.
(на фото"Рыбацкий дом в Раушене" ,1903-1905).

На фото : " Променад в Кранце"

"Рыбачки на Куршской косе"

"Лодки рыбаков в Раушене"

Одновременно с творчеством Хелена Нойманн занимается социально значимой деятельностью: борется за оплату труда женщин и активно поддерживает основание профессионального союза надомных работниц.
Благодаря ей была введена первая тарифная оплата для надомных работниц в Восточной Пруссии, а потом во всей Германии.
На международном конгрессе домашних хозяек в Риме Хелена Нойманн обратила внимание заграницы на восточно-немецкое движение домашних хозяек с государственным выпускным экзаменом по специальности "руководитель домоводства".
В 1910 году она перестроила старый рыбачий домик в дом отдыха для надомных работниц - "Дом Хелены Нойманн в Зассау." (в районе современной улицы Баха в Светлогорске, дом не сохранился).
С 1914 года Нойманн посвятила себя руководству Союзом домохозяек и совместно с Ольгой Фридеманн учредила Среднесословную кухню Хуфена - учреждение военного времени для питания нуждающихся.
После войны она все более активно участвовала в деятельности Союза домохозяек, приняла на себя ведение бухгалтерии этой организации, а в 1935 году, после смерти Ольги Фридеманн, Хелена Нойманн возглавила Союз домохозяек.
Его слава приобрела такое влияние, что в 1936 году эта организация перестала быть частной и перешла в учреждение Немецкого Союза женщин.

--------------
Последние годы жизни Хелена Нойманн провела в своём доме в Раушене, где скончалась 2 июня 1942 года.
на фото: участницы съезда Союза домохозяек у могилы Канта.

С деятельностью Хелены Нойман связано появление в курортном Раушене ещё одного зданиия - для приезжающих на короткий отдых домохозяек. Сначала служил, как дом отдыха и столовая, в 30-е годы вошёл в сеть столовых Союза под названием "Безалкогольная столовая".
В настоящее время - служебное здание Светлогорского военного санатория на Ленина, 18.

А вилла, где жила и работала Хелена Нойман, в 1945 году была включена в комплекс лагеря отдыха для детей военнослужащих им Юрия Смирнова.

Сегодня здание используется, как складское помещение. Открытые балконы разобраны, черепичная крыша заменена на шифер.

Дом Хелены Нойман по адресу улица Ленина, 42 корпус 3 является объектом культурного наследия.

Удалось спасти большое количество оригиналов ее произведений.
Так, например, в 1977 году стало впервые возможно выставить ее картины в рамках выставки "Нида и Куршская коса" в Регенсбурге.
В 1994 году Государственная Калининградская галерея (н.в. Музей Изобразительных искусств) обратила внимание на художницу из Восточной Пруссии и более полугода выставляла 60 ее картин.
- в 1999 году в музее Германа Брахерта в Георгенсвальде - Отрадное прошла небольшая германо-российская выставка.
- В 2005 Калининградская художественная галерея к 750-летию города Кенигсберг- Калининград;
- 2006 "Куршская коса" в музее округа Кенигсберг, Дуйсбург
Кроме выставок о восточно-прусской художнице напоминают фотоальбом и переизданная серия почтовых открыток. Человеку, смотрящему на ее офорты, литографии и акварели, и сегодня передается живое воспоминание о сказочно красивой природе Земланда.