Объекты ОКН с табличками

Вилла Хелены Нойман, г.Светлогорск, ул.Ленина 42, корпус 3

Вилла, в которой жила Хелена Нойман
г.Светлогорск, Ленина, 42, корпус № 3

Вилла Haibehaus в Раушене на Карлштрассе (совр. ул. Горького в Светлогорске).


Имя известной художницы-графика и талантливого общественного деятеля Хелены Нойман известно далеко за пределами Калининградской области.
Прожив долгие годы в Раушене, она оставила значимое наследие в исторической летописи современного Светлогорска.
Хелена родилась в 1874 году и ей повезло расти в творческой и научной среде. Дед художницы, Франц Нойманн, был известным физиком. Отец, Эрнст Нойманн — гематологом и патологом, мать, Анна Кёниг - была дочерью учителя гимназии по математике и астрономии Иоганна Фридриха Кёнига, тетя, Луиза Нойманн — популярной портретисткой, а дядя, Эрнст Август Хаген — первым профессором кафедры истории искусств Альбертины.
Автопортрет

В 1902 году Хелена Нойманн поступила в первый, в истории Кенигсбергской художественной академии женский класс, созданный благодаря усилиям Генриха Вольффа — одного из выдающихся графиков.

«Генрих Вольфф был хорошим советником. Он открыл мне глаза на чудесный свет, разливающийся у побережья, особенно на Куршской косе…» - вспоминала художница.

Мотивы своих офортов, литографий и акварелей она заимствовала, главным образом, из Замланда с его утёсами, косой, Кёнигсбергом.

С тонким пониманием, художница погрузилась в природу своей восточно-прусской родины и рисовала легкими мазками и мягкими тонами, пробуждая у зрителя до сегодняшнего дня живые представления и воспоминания.
Агнес Мигель отзывалась о Хелене Нойманн как о художнике-графике, которая "самым интимным образом запечатлела на своих картинах нежное волшебство природы побережья".

С 1903 года, после смерти матери, она жила в новом доме в Раушене на Карлштрассе в Хайдехаус.
С этого года она начала ухаживать за своим отцом, который открыл в садовом домике учебный павильон.
Тогда же Хелена активно начинает заниматься острыми. социальными вопросами

После смерти отца в 1918 году и в связи с экономическим трудностями Хелена была вынуждена сдавать дом в аренду и переезжала на зимние месяцы в дом Союза домашних хозяек Кёнигсберга, а в летние месяцы жила в бывшем учебном павильоне отца на их собственном земельном участке в Раушене.
Отсюда, занимаясь живописью, она наладила контакты с колонией художников в Ниде.

Кроме своих занятий искусством и социальной деятельностью она поддерживала тесную дружбу с родственными семьями Нойманн, Хаген и Бессель, многочисленные члены которых оставались в Кёнигсберге из-за связи с университетом, но всегда были желанными гостями в Раушене.
Независимо от того, были ли это гости или, позднее, жильцы, в связи с экономическим развитием последних 14 лет, - не было большего счастья для владелицы, когда дом в Раушене до краев, нет, до самого садового домика был полон счастливых, сияющих людей.

(фото- вилла Хайбехаус и летний домик, в котором отец устроил учебный павильон)


"Вид с балкона на Мельничный пруд" - именно такой вид открывался Хелене с балкона дома в 1903 году.


Работы Хелены Нойманн еще при жизни выставлялись на выставках Кёнигсбергского союза художников, в художественной академии, художественной галерее Тайхерта в Кёнигсберге, а также в 1912 году в Берлине.

(фото: "Работы у стен Замка")


Большое количество её оригинальных литографий выпускались в серии почтовых открыток.

(фото: "Вид на Прегель")


Большая часть ее​ произведений была посвящена видам Земландского полуострова с​ его крутым побережьем и​ глубоким морским колоритом.

(на фото"Рыбацкий дом в Раушене" ,1903-1905).


На фото : " Променад в Кранце"


"Рыбачки на Куршской косе"


"Лодки рыбаков в Раушене"


Одновременно с творчеством Хелена Нойманн занимается социально значимой деятельностью: борется за оплату труда женщин и активно поддерживает основание профессионального союза надомных работниц.
Благодаря ей была введена первая тарифная оплата для надомных работниц в Восточной Пруссии, а потом во всей Германии.
На международном конгрессе домашних хозяек в Риме Хелена Нойманн обратила внимание заграницы на восточно-немецкое движение домашних хозяек с государственным выпускным экзаменом по специальности "руководитель домоводства".
В 1910 году она перестроила старый рыбачий домик в дом отдыха для надомных работниц - "Дом Хелены Нойманн в Зассау." (в районе современной улицы Баха в Светлогорске, дом не сохранился).

С 1914 года Нойманн посвятила себя руководству Союзом домохозяек и совместно с Ольгой Фридеманн учредила Среднесословную кухню Хуфена - учреждение военного времени для питания нуждающихся.
После войны она все более активно участвовала в деятельности Союза домохозяек, приняла на себя ведение бухгалтерии этой организации, а в 1935 году, после смерти Ольги Фридеманн, Хелена Нойманн возглавила Союз домохозяек.
Его слава приобрела такое влияние, что в 1936 году эта организация перестала быть частной и перешла в учреждение Немецкого Союза женщин.
С 1936 года Хелена жила исключительно в своем доме в Раушене. Но ярче, чем достижения и одаренность, светила простая, признающая лишь чужие заслуги скромность ее натуры, чистота ее воли и самоотверженность ее поступков.
--------------

Последние годы жизни Хелена Нойманн провела в своём доме в Раушене, где скончалась 2 июня 1942 года.


на фото: участницы съезда Союза домохозяек у могилы Канта.


С деятельностью Хелены Нойман связано появление в курортном Раушене ещё одного зданиия - для приезжающих на короткий отдых домохозяек. Сначала служил, как дом отдыха и столовая, в 30-е годы вошёл в сеть столовых Союза под названием "Безалкогольная столовая".

В настоящее время - служебное здание Светлогорского военного санатория на Ленина, 18.


А вилла, где жила и работала Хелена Нойман, в 1945 году была включена в комплекс лагеря отдыха для детей военнослужащих им Юрия Смирнова.


Сегодня здание используется, как складское помещение. Открытые балконы разобраны, черепичная крыша заменена на шифер.

В одном из помещений в 50-е годы устроена котельная. Доступ к дому ограничен, т.к. расположен он на территории детского лагеря.

Дом Хелены Нойман по адресу улица Ленина, 42 корпус 3 является объектом культурного наследия.

Сначала по причине войны, а затем в связи с потерей Восточной Пруссии вокруг имени Хелены Нойманн было некоторое забвение.
Удалось спасти большое количество оригиналов ее произведений.
Так, например, в 1977 году стало впервые возможно выставить ее картины в рамках выставки "Нида и Куршская коса" в Регенсбурге.
В 1994 году Государственная Калининградская галерея (н.в. Музей Изобразительных искусств) обратила внимание на художницу из Восточной Пруссии и более полугода выставляла 60 ее картин.
- в 1999 году в музее Германа Брахерта в Георгенсвальде - Отрадное прошла небольшая германо-российская выставка.
- В 2005 Калининградская художественная галерея к 750-летию города Кенигсберг- Калининград;
- 2006 "Куршская коса" в музее округа Кенигсберг, Дуйсбург

Кроме выставок о восточно-прусской художнице напоминают фотоальбом и переизданная серия почтовых открыток. Человеку, смотрящему на ее офорты, литографии и акварели, и сегодня передается живое воспоминание о сказочно красивой природе Земланда.



Made on
Tilda